О проекте
Контакты

Президенту предложат урезать расходы бюджета 2016 года на 13%

420

Минфин РФ подготовил первые расчеты к формированию федерального бюджета на 2016—2018 годы в четырех вариантах. Документ предусматривает сокращение расходов в следующем году до 12,9% от определенного в действующем бюджете уровня, пишет РБК. Варианты обсуждались в понедельник на встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова с экспертами и во вторник на бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, рассказали РБК источники, знакомые с ходом обсуждения. По трем вариантам в Минфине уже проведены предварительные расчеты, заявки министерств и ведомств собирались до 15 мая.

При этом только расчеты по одному из вариантов (он назван «Вариант 2») соответствуют цели основных направлений деятельности правительства по выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году (0,2% ВВП) и позволяют вновь накапливать резервы. Этот вариант предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку. В марте — апреле этого года правительство провело линейное сокращение текущих расходов в номинале на 10% от своих планов на начало 2015 года.

Согласно «Варианту 2» в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд рублей. В последующие два года сокращения продолжатся. Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн рублей в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника. Расходы бюджета в этих расчетах самые низкие по отношению к ВВП, они снижаются год от года — с 18,7% в 2016 году до 17,2% в 2017-м и 15,9% в 2018-м.

По данным «Ведомостей», «Вариант 2», предполагающий ежегодное сокращение расходов на 5% в реальном выражении, требует номинального сокращения расходов в 2016 году на 9,9—12,9% (с учетом госпрограммы вооружений и без нее), что означает 16-процентное сокращение госпрограмм в следующем году, еще на 20% — в 2017-м и на 30% — в 2018-м. При этом трансферт Пенсионному фонду из-за индексации пенсий и выплат по инфляции потребуется увеличить на 1,1 трлн рублей в 2016 году, на 1,2 трлн — в 2017-м и на 1,7 трлн — в 2018-м.

По другому варианту («Вариант А») правительство продолжит финансировать расходы в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015—2017 годов, отмечает РБК. И в этом случае почти полностью лишится резервов уже в 2016-м. Грандиозное сокращение расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год — в 2016-м будет сокращено только 58,7 млрд рублей, а в 2018-м Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн рублей. В номинальном выражении в год выборов президента сокращения могут оказаться в размере 34,2% от уровня 2015 года. Даже если правительство пожертвует частью госпрограммы вооружений, избежать секвестра ниже 25,9% не удастся.

Третий вариант («Вариант 1») в отличие от «Варианта А» предполагает применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки. И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет — их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн рублей, а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн. При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы — до 21,4% ВВП. В 2018 году в Резервном фонде по‑прежнему дефицит в 1,2 трлн рублей даже при условии, что его прекращают тратить и он начинает получать первые после кризиса доходы.

Наконец, четвертый вариант, который обсуждался на совещаниях в правительстве, предполагает принятие структурных решений, которые позволили бы правительству отойти от действующей модели распределения расходов в зависимости от конъюнктуры. Расчетов в общей бюджетной конструкции Минфин по этому варианту не делал, рассказали РБК два источника.

По словам одного чиновника, речь прежде всего идет об оптимизации социальных расходов. Их нужно не просто сокращать, а максимально оптимизировать сеть предоставления социальных услуг по здравоохранению и образованию. Этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 14 мая, тогда речь шла о возможной экономии на 23—30% от текущих социальных расходов и до 40% от расходов Минобразования, говорит источник.

По данным «Ведомостей», в одном из вариантов Минфин предлагает правительству отказаться от индексации пенсий по уровню инфляции, привязав ее к росту доходов ПФР. Такая привязка уже есть в законодательстве, но не может быть ниже инфляции. Если бы ее применили в 2015 году, то это сэкономило бы более 300 млрд рублей, цитирует газета слова замминистра финансов Максима Орешкина. При этом экономить на других социальных расходах — здравоохранении, образовании — «практически нельзя», уверен замминистра. «Если пойдем по этому пути, можем прийти к последствиям необратимого характера: важность таких расходов для развития экономики высока, так как это инвестиции в человеческий капитал», — рассуждает Орешкин. И не эти расходы причина дисбаланса, добавляет Орешкин, отмечая, что это не отменяет необходимости реформ в социальной сфере и повышения ее эффективности. При этом «игнорировать дисбаланс пенсионной системы, проводя все сокращения за счет других секторов, — неправильно», считает он.

По словам источника в правительстве, в среду все расчеты будут представлены Владимиру Путину. По сообщению пресс-службы Кремля, 20 мая президент проведет совещание с членами правительства по подготовке федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. В повестке дня совещания — вопросы подготовки целевого сценария прогноза социально-экономического развития страны, говорится в сообщении ТАСС.

Комментарии